Танки других стран

Соединённые Штаты Америки начали свое танкостроение в 1917 году на базе английских и французских танков. Совместно с англичанами, правда, применяя свой отечественный двигатель, американцы воспроизводят модели английских танков, в основном копируя танк марки V. Завозят американцы и французский танк Рено и начинают его производство. Из своих оригинальных конструкций в 1918 г. США выпускают танки, построенные совместно фирмами Холт и Дженераль-электрик. Производит танки и Форд.

Опытный американский танк Газ-электрик: броня 16мм; вооружение - 2 пушки; скорость 10 км/ч; год выпуска 1918; экипаж 2 чел.; вес 22.5 т.

Опытный американский танк Форд: броня 16мм; вооружение - 1 пушка калибра 57 мм; скорость 13 км/ч; год выпуска 1918; экипаж 2 чел.; вес 3т.
Выпущенные в небольшом количестве американские танки не принимали участия в войне.
В конструкции этих машин американцы внесли мало нового. Танк Газ-электрик напоминает забронированный трактор Холт, а в машине Форда сохраняются основные черты танка Рено.
Германия слишком поздно поняла роль танков в войне и вначале не придала им серьезного значения. Ещё раньше, чем английские танки появились на Сомме, германская разведка знала, что англичане строят какие-то новые военные машины. Но даже появление танков на Сомме не произвело на немецкое командование большого впечатления. Когда немцы спохватились, было уже поздно. Германская промышленность к этому времени не располагала ни материальными, ни людскими ресурсами. Вот что писал по этому поводу начальник генерального штаба германской армии Людендорф в своих воспоминаниях:
"Начальник Полевого автомобильного штаба вовремя получил приказ распорядиться относительно конструирования танков. Модель танка, продемонстрированная им весной 1917 года перед высшим командованием, не соответствовала предъявленным требованиям. Я ему предложил энергично двигать танкостроение вперед. Возможно, что мне следовало производить более твёрдый нажим; возможно, что тогда мы обладали бы к решающему моменту 1918 года немного большим количеством танков, но я не скажу, за счёт какой потребности армии их надлежало бы строить. Больше рабочих отпускать нельзя было, тыловые власти новых не отыскали. Если бы люди нашлись, они потребовались бы армии как пополнение. Возможности массового применения танков мы бы в 1918 году все равно не добились; а только в массе танк имеет значение".

Первый немецкий танк A-7-V

Немецкий танк марки A-7-V в разрезе
В ноябре 1916 года военное министерство поручило инженеру Фольмеру спроектировать и построить танк. В мае 1917 года этот танк демонстрировался в Майнце в ставке. Очевидно, об этой модели и пишет Людендорф в своих воспоминаниях. Машина не удовлетворила командование. Инженеру Фольмеру было предложено спроектировать другую; более мощную машину. Однако германская промышленность уже не могла наладить массового производства танков. Только в 1918 году появился первый немецкий танк марки А-7-V. Танк по своей форме резко отличается от английских и французских машин. Немцы, видевшие много подбитых английских танков, не могли не заметить, что они часто выходят из строя из-за поражения гусениц. В своей машине они зaбронировали ходовую часть. Для облегчения производства немцы широко использовали прямые броневые листы, что не могло не сказаться на форме корпуса. Формы передней и задней частей корпуса неудачны; что повлекло за собой снижение проходимости машины при преодолении препятствий.
В том же 1918 году немцами был построен другой тяжелый танк А-7-V-U. По форме он уже напоминал английские танки.

Немецкий тяжелый танк A-7-V-U
броня 15-45мм; вооружение - 1 пушка калибра 57 мм и 6 пулеметов; скорость 12 км/ч; год выпуска 1918; экипаж 7чел.; вес 44т.
По указанию ставки был спроектирован и построен "сверхтанк" марки К - "Колоссаль" весом около 150 т. Это был самый крупный танк из когда-либо построенных. Было сделано два таких танка, но в боях они участия принять не успели и были уничтожены согласно Версальскому договору.
Интересно отметить, что попытки создавать сверхтанки делались неоднократно и в других странах. Во Франции вскоре после первой мировой войны разрабатывался проект танка весом около 600т. В Италии проектировался "танк-крепость" весом в 7000 т. Эти проекты не были реализованы. Немцы к концу второй мировой войны вернулись к идее танка "Колоссаль" и построили сверхтяжёлый танк "Мышёнок" весом 160 т (см. ниже). Эта машина, как и ее предшественник, участия в войне не принимала.
 
Сверхтяжелый немецкий танк марки К
броня 30 мм; вооружение - 2пушки калибра 57 мм и 4 пулемета; скорость 8 км/ч; год выпуска 1918; экипаж 7чел.; вес 150 т.
Танк марки К, вид сзади
Немцы строили в 1918 году и лёгкие танки весом 9 т марок LK-I и LK-II, слабо бронированные. Для них использовались изъятые из автотранспорта двигатели. Этих машин было всего лишь по два экземпляра.

Легкие немецкие танки LK-I и LK-II 

Комментариев нет:

Отправить комментарий