После сражения у Камбрэ, которое стало звездным часом для танков,
даже самым закоренелым скептикам стало очевидно, что в будущем проводить
успешное наступление без использования танков просто невозможно. Без
танков наступавшая сторона за каждый километр отвоеванных у противника
позиций была вынуждена расплачиваться десятками тысяч убитых и
огромными расходами боеприпасов.
Английские танки вышли на поле боя в середине Великой войны. Нельзя
сказать, что они решили исход всей войны, но роль их, действительно,
оказалась значительной. Результат применения танков оправдал все
возлагавшиеся на них надежды.
И все же успехи не могли скрыть недостатков нового оружия. Тяжелые
танки не обладали ни достаточным запасом хода, ни маневренностью. Среди
британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить
тяжелые танки более подвижными легкими. Раньше других это осознал
полковник Фуллер, предложивший концепцию создания "кавалерийского"
танка, обладающего большим запасом хода и высокой скоростью, пусть даже в
ущерб пушечному вооружению. В соответствии с теоретическими
предпосылками англичане приступили к конструированию среднего танка.
В принципе, на фирме У. Фостера его проект был готов еще до того, как
заказ на такую машину поступил из военного ведомства. Танк изготовили в
декабре 1916 года, испытали в феврале 1917, а в июне того же года
военные выдали заказ на первую партию из 200 средних танков.
В марте 1918 года первые серийные танки, получившие обозначение
Мк.А., сошли со сборочной линии завода. Новый танк, созданный Уильямом
Триттоном на фирме У. Фостера в городе Линкольне, считался быстроходным,
и за то, что развивал вдвое большую скорость нежели Мk-IV, заработал
прозвище "Whippet" - "Борзая".
Средний танк Мk.А. "Whippet". Англия, 1918г.
Масса 14 т, длина – 6080 мм., ширина – 2620 мм., высота – 2750 мм.,
толщина брони 6 - 14мм., скорость по шоссе — до 14 км/ч, вооружение – 3
или 4 7,7-мм пулемета "Гочкиса". Экипаж – 3 человека. Преодолеваемые
препятствия: высота стенки – 0,75 м., ширина рва – 2,10 м., глубина
брода – 0,80 м. Запас хода составлял 130 км. |
|
Компоновка танка Мк.А. "Whippet". |
|
Особенностью танка "Whippet" было наличие двух двигателей, а не
одного, как на тяжелом танке. Размещены двигатели "Тейлор" мощностью по
45 л.с., также были необычно - в передней части корпуса, рядом с
топливными баками. Каждый двигатель через свою коробку передач приводил в
движение одну из гусениц. Коробки передач и ведущие колеса находились в
задней части корпуса. Поворот танка мог осуществляться одним из трех
способов – либо путем уменьшения числа оборотов одного из двигателей,
либо путем переключения передачи, либо и тем и другим способом
одновременно. Одним из недостатков конструкции было то, что если из
строя выходил один из двигателей, танк не мог продолжать движение.
Вообще-то это был не единственный недостаток танка. Не смотря на
увеличение скорости до 14 км/ч, подвеска оставалась жесткой (хотя к тому
времени во Франции уже появились танки с мягкой подвеской). Из-за этого
скорость танка Мк.А. на пересеченной местности по-прежнему оставалась
невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя
требовалось немалое мастерство, да и обзор из кормовой рубки, где
размещался экипаж и вооружение (4 пулемета), был неважным.
От вращающейся башни конструкторы отказались с целью упрощения и
удешевления производства танка, хотя прототип "Уиппета" — легкий танк
Триттона, имел вращающуюся башню.
Мк.А. "Whippet" были дороги и сложны в производстве и эксплуатации,
но, тем не менее, превосходили своих тяжелых "коллег". Танкисты
хвастали, что "Борзые" способны своим ходом вернуться из боя на исходную
позицию! Тяжелым Mk-I – Mk-IV из-за частых поломок и небольшого запаса
топлива это удавалось далеко не всегда.
Средний танк Мk.А. "Whippet" |
|
Средний танк Мk.А. "Whippet" |
|
Средний танк Мk.А. "Whippet". Вид сзади |
|
Мк.А. начали службу 26 марта 1918 года. В тот день 12 танков были
посланы на разведку в Колинкам. А свой первый бой "Борзые" приняли под
Виллер-Бретонни 24 апреля 1918 года. 7 танков на скорости около 10
км/час появились на поле боя и обратили в бегство около 1 200 немцев,
готовившихся к атаке. Было убито 400 немецких солдат. Правда, и цена за
успех оказалась большой – из 7 танков вернулись 3, остальные 4 сгорели
(один танк подбил A7V № 525 "Зигфрид"; еще три Мк.А. уничтожили
артиллеристы).
Танки "Whippet" приняли самое активное участие во всех сражениях
конца войны, в том числе и под Амьеном 8 августа 1918 года, когда 96
средних танков Мk.А. впервые в истории танковых войск осуществили нечто
похожее на оперативный прорыв. Оторвавшись от своей пехоты и
сопровождаемые кавалерией, они провели впечатляющий рейд по немецким
тылам.
В результате согласованных действий всех родов войск англичанам уже к
вечеру того дня удалось захватить 16 000 пленных и 400 орудий, а также
продвинуться на 11 км в глубь сильной германской обороны. О том, на
сколько Мk.А. "Whippet" мог быть грозным оружием, можно судить по
действия танка с довольно странным прозвищем "Музыкальный ящик"
лейтенанта Арнольда в сражении за Амьен. "Whippet", оторвавшись от своей
залегшей под шквальным артогнем кавалерии, в одиночку совершил дерзкий
рейд по немецким тылам. Приблизительно за 12 часов рейда экипаж танка
подавил батарею, рассеял колонну из автомобилей и повозок и уничтожил
более 200 солдат противника. Только два попадания, воспламенившие
бензин, вытекший из укрепленных на крыше запасных канистр, вывели танк
из строя. Следует заметить, что канистры были закреплены в нарушение
инструкции (их полагалось крепить сзади).
И все же "кавалерийским" стать танку "Whippet" не удалось. По мнению
личного состава батальонов "Уиппетов" взаимодействия с кавалерией, как
такового, вообще не было, и оба вида оружия не помогали друг другу, а
скорее мешали. При наступлении, когда танки должны были развернуться
перед конницей, скорость их оказалась недостаточной - их перегнали
эскадроны, шедшие галопом. Во время же боя конница не поспевала, она
осталась позади пехоты, и поэтому танки "Whippet" должны были вести бой
самостоятельно, помогая пехоте там, где представлялся удобный случай.
Выход на оперативный простор был невозможен без поддержки мотопехоты на
бронетранспортерах и грузовиках, без подвижных машин связи и снабжения,
без четкого взаимодействия с кавалерией. Всего этого в 1918 году достичь
было невозможно.
Пытаясь исправить недостатки конструкции Мk.А. англичане в 1918 году
сконструировали две новые модификации среднего танка – Мк.В. и Мк.С.
Удачными их ни как не назовешь. Эти машины в общих чертах повторяли
своего предшественника. Танки "подросли", но по-прежнему сохранили
жесткую подвеску. Следуя традиции британского танкостроения, они
сохранили форму тяжелых машин с гусеницами, охватывавшими корпус.
Компоновка танка изменилась. Рубка и двигатель (теперь один
—100-сильный) поменялись местами. Вооружение на обоих танках
размещалось в рубке в шаровых установках с ограниченными углами
обстрела. Кроме четырех пулеметов в рубке, еще два пулемета у Мк.В.
размещались в боковых спонсонах, делая боевое отделение еще более
тесным. Мк.В. получился перетяжеленным для среднего танка. Поскольку
мощность двигателя была явно недостаточной для 18-тонной машины,
скорость его оказалась даже ниже, чем у Мк.А. – менее 10 км/ч. На Мк.В.
установили новинку - аппаратуру для создания дымовых завес.
Средний танк Мк.В Боевая масса - 18 т. Экипаж - 4-5 чел. Вооружение -
6 пулеметов. Толщина брони - 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель
"рикардо" - 100 л. с. Скорость по шоссе - 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе -
105 км. [Увеличить] |
|
Средний танк Мк.В |
|
Мк.С. оказался еще тяжелее — 19,5 т., но благодаря мощному
150-сильному двигателю развивал скорость до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4
человека. Вооружение в варианте "самки" состояло из четырех пулеметов, и
в отличие от Мк.В. размещалось только в рубке. Проект "самца" с 57-мм
пушкой и тремя пулеметами остался нереализованным. Толщина брони на
танках не превышала 15 мм.
Средний танк Мк.С |
|
Последним образцом среднего танка, который англичане создали до конца
войны, был Мк.D. Другое обозначение танка — Мк-I (не путать с
тяжелым!). Он имел вращающуюся башню, низкий корпус и был первым танком,
"умевшим" плавать. На воде танк держался за счет объема корпуса и
передвигался со скоростью 5 км/ч. Перемещение по воде осуществлялось за
счет перематывания гусениц с траками оригинальной овальной формы,
которые крепились к канатной основе средней частью ("змеевидная
гусеница"). При массе 13,5 т. танк мог развивать, за счет двигателя
мощностью 240 л. с., достаточно высокую по тому времени скорость - до
43 км/ч. Мк.D. имел экипаж из 4 танкистов и был вооружен тремя
пулеметами. Всего до конца войны изготовили 4 танка.
Британское командование планировало выпустить 6 тысяч средних танков,
но после окончания войны заказ значительно сократили, а всего в итоге
было выпущено 36 Мк.С. из 200 заказанных и 45 Мк.В. из 450. Последние
продолжали служить в английской армии до 1925 года. Среди закупленных
Японией в начале 1920-х годов для испытаний танков было несколько Мк.В..
Небольшое количество Мк.В. состояли на вооружении латвийской армии.
Трофейные танки Мk.А. использовались немецкой армией.
Танкам Мk.А. и Мк.В. довелось повоевать и в России во время Гражданской
войны в рядах Белой армии и интервентов. Распределены они были
следующим образом.
3 танка Мк.В., из них два английских и один русский - № 1613, входили в
состав Северной Армии. Один из них был захвачен Красной Армией в 1920
году в Архангельске.
Армия генерала Деникина имела 2 отряда танков, 2-й и 4-й, полностью
укомплектованных Мk.А. 2-й отряд включал танки "Тигр", "Степняк",
"Сфинкс" и "Крокодил" (позднее "Сибиряк"). 4-й отряд состоял из танков
"Генерал Врангель", "Садко", "Генерал Шкуро" и "Уралец". Два Мk.А.
приняли участие в штурме Царицына.
В конце Гражданской войны "Уиппеты" досталась Красной Армии. Под
названием "Тейлор" (по типу установленных двигателей) 12 Мk.А.
эксплуатировались в СССР до начала 30-х годов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий